Страница обновлена 14.07.2017

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №5 "Звёздочка"

Страница обновлена 14.07.2017
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №5 "Звёздочка"

«Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников»

Проект: «Будем Родине служить»

 

Продолжительность проекта: январь – май.

Актуальность проекта:

Одна из важнейших задач современного общества – гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Гражданско-патриотическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном возрасте, являющимся важнейшим периодом становления человеческой личности. Именно в это время закладываются нравственные основы будущего гражданина.

Патриотическое воспитание в детском саду – сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружения в патриотическую хронологию, гармония в семье и поэтическое мировосприятие, изучение трудовых и боевых подвигов.

В нашем дошкольном учреждении гражданско-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. В последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни на социальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, музыкальных, физкультурных, тематических, на занятиях по изобразительной деятельности. Наличие таких занятий является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае, знания детей останутся путанными, обрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слаборазвитым.

Преимущества патриотизма:

·        Патриотизм дает уверенность – за счет чувства сопричастности к судьбе страны

·        Патриотизм дает ответственность – за семью, народ и Родину.

·        Патриотизм дает свободу – действовать во благо своей стране.

·        Патриотизм дает радость – от осознания достоинств и успехов своей страны

·        Патриотизм придает силы – от осознания того, что за спиной человека незримо стоят сотни поколений его предков.

·        Патриотизм дает уважение  – к истории, традициям и культуре страны.

Важнейшим условием успешной педагогической деятельности в данном направлении является взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням.

Таким образом, возникли противоречия, с одной стороны важность и необходимость воспитания и развития чувства патриотизма, формирования у детей чувства ответственности, гордости за свою страну, и с другой – отсутствие должного акцентирования на решении этой задачи привели к разработке проекта «Будем Родине служить» (далее – Проект), целью которого стало формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию. Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства.

Задачи проекта:

1.     Развивать познавательные, художественные и творческие способности детей через ознакомление с музыкальными произведениями.

2.     Побуждать детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления чрез речь, творческое движение. Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Постоянное расширение объемов в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей патриотическому воспитанию.

3.     Воспитывать потребность в познавательной активности через восприятие произведений искусства в целом и музыки в частности.

4.     Способствовать формированию у детей представления о российской Армии, о значимости для страны профессии военного, о героизме и мужестве солдат и офицеров при ознакомлении с боевыми традициями нашего народа.

5.     Расширять музыкальный кругозор и развивать творчество у детей.

6.     Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости и интереса к песням, танцам военной тематики.

7.     Активизировать работу с родителями по привлечению их к патриотическому воспитанию детей в семье.

Участники проекта:

1.     Музыкальный руководитель;

2.     Воспитатели групп;

3.     Воспитанники ДОУ и их родители;

4.     Инструктор по физическому воспитанию;

5.     Учащиеся средней школы;

6.     Сотрудники библиотеки, музея боевой славы «Доблесть»

7.     Служащие воинской части.

Проект, реализуемый с января по май, предусматривает проведение мероприятий в двух направлениях:

1.     Совместная деятельность с детьми;

2.     Взаимодействие с родителями, социумом.

Основные формы реализации проекта:

1)    Непосредственно-образовательная деятельность.

2)    Тематические занятия на патриотическую тему.

3)    Ознакомление с художественной литературой и музыкой на военно-патриотическую тематику.

4)    Художественно-творческая деятельность.

5)    Целевые прогулки, экскурсии, выставки.

6)    Театрализованная деятельность.

7)    Создание проектов.

8)    Оформление развивающей среды.

9)    Подготовка и проведение патриотических праздников.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

1. Подбор исторической литературы

2. Подбор произведений об армии

3. Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, картины)

4. Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.

5. Дидактические и развивающие пособия, спортивный инвентарь.

6. Выставка книг, рисунков, поделок.

7. Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление музыкального и спортивного залов)

Формы и методы реализации проекта.

Проект осуществлялся в несколько этапов:

1.     Организационно-подготовительный;

2.     Основной (этап непосредственной реализации)

3.     Итоговый (результаты работы над проектом)

На организационно-подготовительном этапе были обозначены проблема и тема будущего проекта, поставлена цель и определены основные задачи. Кроме того, был отобран и систематизирован материал по теме проекта, были подобраны музыкальное сопровождение, художественная литература, материальное оснащение; разработаны необходимые материалы: сценарии непосредственной образовательной деятельности, бесед, конкурсов, смотров по теме Проекта; составлен план его реализации. С родителями воспитанников, сотрудниками библиотеки, музея, служащими воинской части проводилась организационная и подготовительная работа.

Основной этап предусматривал непосредственную реализацию Проекта: проведение запланированных мероприятий.

Первым этапом работы над проектом стало творческое задание для воспитанников и их родителей – сочинение на темы: «Моя армия», «Песни солдата».

Непосредственно знакомство с приоритетностью музыки в патриотическом воспитании дошкольников началось с экскурсии в детскую библиотеку. В библиотеке воспитанники посетили выставку книг, посвященных Армии, родам войск, узнали о специфике профессии военного. В ходе беседы фоном звучало музыкальное попурри на темы военных песен. Как выяснилось в ходе беседы, воспитанники недостаточно хорошо знают об историческом прошлом нашей армии. С учетом этого родителям были предложены консультации по темам: «Армия – наша защита», «Мирное небо – детям».

Продолжением данной работы стало проведение тематических встреч:

«Песни войны», «Марши армии родной», в ходе которых дети узнавали историю возникновения произведения, его автора, подпевали понравившиеся мелодии. В данные мероприятия было включено слушание таких известных песен, как «Священная война», «Катюша», «Темная ночь», «Вечный огонь», а так же мелодии «Марш Победы» М.Старокадомского, «Военный марш» Г.Свиридова, «Прощание славянки» В.Агапкина, «Праздничный марш» В.Рупова.

Воспитанники ДОУ проявляют большой интерес к композиторам, сочиняющим музыку военных песен, поэтому в течение шести месяцев проводились беседы о композиторах и их произведениях. Дети знакомились с биографией и творчеством композиторов – авторов песен о войне, об армии: Б.Мокроусов, Э.Колмановский, В.Соловьев-Седой, О.Фельцман, М.Фрадкин, Я.Френкель и др.

Разнообразие мелодий обогащает музыкальное восприятие детей и придаст им определенную окраску. В процессе специально-организованной творческой деятельности проводились музыкальные гостиные «Инструмент для марша», «Так звучит тишина». В ходе мероприятия дети прослушивали произведения, исполняемые на различных музыкальных инструментах, анализировали – исполнение на каком музыкальном инструменте больше соответствует тому или иному произведению. Музыкальная гостиная «Музыка и кино» помогла детям наглядно убедиться в том, что музыка неразрывно связана с любым видом деятельности человека, а использование музыкальных произведений, несет с собой более целостное восприятие мира. Поскольку в процессе творчества дошкольники лучше воспринимают и легче усваивают материал, следующим этапом стало проведение выставки рисунков на темы военных песен: «Дети рисуют войну», «Песни мужества», «Непобедимая и легендарная».

С увлечением и интересом дети совместно с родителями принимали участие в организации фотовыставки «Наши защитники»

 

 

В рамках реализации данного проекта были проведены выставки поделок: «Моя Россия», «Военная техника», после подведения которых были проведены церемонии награждения победителей.

Большое впечатление на детей  произвело посещения музея боевой славы воинской части. Экскурсовод подробно рассказал о боевом прошлом дважды орденоносной части, о людях, которые во время войны героически работали в тылу, обеспечивая нашу армию оружием. Дети смогли наглядно ознакомится с фотографиями военных лет, предметами вооружения. Непосредственное соприкосновение с историей своего поселка заставило детей более вдумчиво оценить заслугу народа всей страны в ВОВ.

Особая роль в патриотическом воспитании отводиться непосредственному соприкосновению с историей своего края. Стало традицией возложение цветов к обелиску в память о погибших земляках «Подвиг ваш бессмертен». Здесь дети читают стихи, вспоминают военные песни. Весь ритуал пронизан торжественностью и гордостью от сопричастности к судьбе своей страны.

Посещение детьми военизированной пожарной команды воинской части стало для детей не только увлекательной экскурсией. Военнослужащие ознакомили детей с особенностями службы военной пожарной команды, наглядно показали работу пожарной техники, провели экскурсию в здании казармы, а затем дети приняли участие в импровизированном концерте. Прозвучали песни как военных лет, так и современные песни об армии, Родине и ее защитниках.

    

    

Главная роль в патриотическом воспитании отводится праздникам. Праздники – это неотъемлемая часть нашей Духовной Культуры, и всей жизни. Сила воздействия на ребенка музыкальных произведений возрастет, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственно деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр, композиций.

Праздничный утренник включает в себя целый комплекс различных видов художественного творчества. Сюда входят песни, танцы, художественное слово, театрализация, игры. Ребенок дошкольного возраста очень восприимчив ко всему, что дается в яркой, увлекательной форме, а потому праздничные утренники являются сильнейшим воспитательным средством приобщения детей к художественному творчеству. Готовя материал к тому или иному празднику, дети с родителями и педагогами готовят костюмы для выступления, разучивают стихи, песни, танцы.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитники Отечества»

    

Это день воинской славы. Мы чтим славные традиции нашей армии: беззаветную преданность Родине, постоянную готовность защищать ее до последнего дыхания, верность военной присяге и Боевому знамени!

Участие в утренниках служащих нашей армии является одним из главных акцентов в воспитании чувства патриотизма у дошкольников.

Их рассказ о службе в современной армии, ее боевом оснащении, готовности в любую минуту встать на защиту Родины, вызывает огромный интерес у детей, чувство сопричастности к судьбе своей огромной страны.

Работа по формированию чувства патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Они не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка.

    

 

В детском саду стало традицией участие в патриотических мероприятиях волонтеров-учащихся средней школы. Их выступления стали для дошкольников наглядным примером, к которому они должны стремиться, какие качества воспитывать в себе. Звучит песня «От героев былых времен…»

 

Говоря о защитниках Родины, нужно сказать, что доминирующей темой в патриотическом воспитании ребенка является тема Великой Победы!

В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями и музыкой тех времен. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатлениях от экскурсий к обелиску павших солдат в нашем поселке.

Подготовка и празднование Дня Победы проводилась в несколько этапов. В предверии праздника дети участвовали в VI Всероссийском творческом конкурсе «Талантоха» и стали дипломантами в номинации «Хореография», представив танец «Морфлот». Активная подготовка дошкольников к участию в конкурсе мобилизовала у них чувство ответственности, патриотический настрой, более глубокое восприятие музыки. Все дети получили заслуженную награду – дипломы участников конкурса.

Следующим этапом празднования Дня Победы стал утренник, проходивший в рамках детского сада. Этот утренник кардинально отличался от других мероприятий – это «праздник со слезами на глазах». Главная задача педагога в этот момент вызвать у детей эмоциональный отклик на чувства печали и радости, гордости и сопереживания, мужества, отваги, ответственности. Основным и решающим помощником здесь является музыка. Все мелодии и песни, используемые в проведении праздника, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Дети начинают понимать характер используемого материала: глубокие и трагичные песни о войне, гордые, торжественные о победе, армии. Разнообразие видов музыкальной деятельности в проведении мероприятий делает их запоминающимися, интересными, актуальными, активизирующими способности детей. Торжественно и гордо дети исполняют песни: «День девятого мая», «Салют Победы», «День без выстрела», «Он сражался для победы», «Обелиск» и др.

С увлечением исполняют композиции: «Я служу России», «Так начиналась война», «Зажгите свечи», «Живи».

    

 

 

Очень актуальной в проведении праздника является танцевальная деятельность. Дети с увлечением исполняют танцы различных родов войск: «Граница», «Катюша», «Смуглянка», «Синева», «Морфлот», «Фронтовой шофер».

На праздники, посвященные Дню Победы, наши воспитанники неоднократно приглашают ветеранов войны и тыла.

Выступления детей всегда трогают до глубины души людей, переживших страшные годы войны. Встречи с ветеранами надолго остались в памяти ребят и явились важнейшим фактором в формировании их морального облика и патриотического воспитания.

Одной из важнейших составляющих патриотического воспитания дошкольников является работа воспитанников с социумом. Выступления детей вне детского сада, перед большой аудиторией воспитывает у детей чувство собранности, ответственности. Дети нашего детского сада принимали участие в концерте в честь Дня Победы. Их выступление на сцене Бурмакинского Дома культуры надолго запомнились как зрителям, так и самим детям.

    

Итоговым мероприятием стало участие воспитанников детского сада в военном параде и праздничном концерте, посвященном Дню Победы. Дети читали стихи, пели песни военных лет, исполняли танец «Живи»

    

    

    

 

Результативность:

В результате проведенной работы у детей сформировались следующие ценностные ориентиры:

  •  Патриотические чувства, основанные на ознакомление с боевыми традициями нашего народа.
  •  Семья, хранящая и прививающая детям русскую духовную культуру.
  •  Потребность у дошкольников слушать музыку военного и послевоенного времени, исполнять песни, танцы.
  •  Бережное отношение к природе родных мест.
  •  Любовь к своей малой Родине, как к источнику патриотического начала.
  •  Участие в праздниках героико-патриотической тематики.
  •  Потребность в тесном контакте с родителями, как на праздниках, так и в повседневной жизни.
  •  Гордость за малую Родину, любовь к родному краю, уважение русского народа.
  •  Культура общения через музыкальное, поэтическое, театральное и изобразительное искусство.
  •  Уважение к ветеранам войны, гордость за защитников Отечества.

 

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Безусловно, работа над этим проектом интересна, многогранна и очень важна.

Поэтому ее обязательно нужно продолжать, поскольку считаю, что встреча с музыкой порождает воображение детей, помогает воспринимать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой!

 

Используемая литература:

1.     Как научить детей любить родину /Под редакцией Ю.Е.Антонова/

2.     В.П.Вишневская. свет Руси.

3.     Трубицин. Патриотическое воспитание дошкольников средствами туристко-краеведческой деятельности.

4.     Е.К.Ревина. Герб и флаг России.

5.     Г.Н.Данилина. дошкольнику – об истории и культуре России.

6.     Ю.Е.Антонов. наследники Великой Победы. «Аркти,»2011

7.     Т.А.Шорыгина. день Побелы. Изд. «Гном», 2010

8.     А.П.Казаков. детям о Великой Победе. Изд. «Гном», 2011